Геонавигация

Наша компания предоставляет сервис геологического сопровождения бурения (геонавигация) горизонтальных скважин и боковых горизонтальных стволов. Геонавигация скважин в процессе бурения организована по стандартам лидирующих сервисных и консалтинговых компаний отрасли. Как правило, сервис включает в себя посадку скважины в целевой пласт и навигацию горизонтального участка в целевом интервале.

Все работы выполняются в собственном программном обеспечении - Geosteering office®.

Что такое геонавигация?

Геонавигация - это процесс корректировки траектории скважины в режиме реального времени с целью увеличения проходки по наиболее продуктивной части пласта-коллектора. Решения по корректировке траектории основываются на анализе данных каротажа во время бурения (MWD/LWD) при помощи специализированного для геонавигации программного обеспечения.

Телеметрическое сопровождение бурения скважин – одна из передовых технологий, позволяющих максимально повысить производительность скважин. Контроль над скважиной в процессе бурения осуществляется в соответствии с показаниями каротажных приборов, для полноты картины подключаются еще и косвенные данные (например, шлам).

Геологическое сопровождение буровых работ осуществляется ежедневно в круглосуточном режиме (24/7). Два инженера по геонавигации в две смены по 12 часов осуществляют загрузку и обработку данных в специализированном программном комплексе и при необходимости выдают рекомендации по корректировке траектории скважины.

Для чего нужна геонавигация?

Погрешности и неопределенности, возникающие в процессе планирования и бурения скважин,  приобретают критическое значение в случае горизонтальных скважин т.к. величина погрешности становится сопоставима с размерами целевого интервала, что приводит к высокому риску потери части или всего горизонтального ствола в неколлекторе. К таким погрешностям относятся в первую очередь вертикальная погрешность данных сейсмики, неопределённость по углу залегания структуры, а так же погрешности связанные непосредственно с процессом бурения и расчета траектории скважины: погрешности инклинометрии и расчета траектории скважины между точками замера.

Например, для горизонтальной скважины забоем 3000 – 3500м суммарная погрешность может доходить до нескольких метров по вертикали. Сопровождение бурения горизонтальных скважин позволяет свести к минимуму подобные риски, так же как сопровождение наклонно направленного бурения дает возможность наиболее точно рассчитать траекторию и скорректировать ее по ходу выполнения работ.

Синим выделена плановая траектория, красным - фактическая. На этом примере видно, как геонавигация скважины в пласте, изменяющим угол залегания от плановой модели на не более чем 0,6 градусов, позволило увеличить проходку по коллектору (NTG) с 35% до 92%.

Какие методы и измерения используются для геонавигации?

Основные два метода геонавигации отличаются по типам измерений, получаемых в процессе бурения:

  • Кривые каротажа. Геогавигация основана на сравнении фактических и синтетических кривых. Фактический каротаж получают с приборов LWD. Это могут быть кривые ГК, УЭС, нейтронной пористости, плотности или любой другой каротаж. Синтетический каротаж получают с соседних скважин.
  • Имиджи. Геонавигация основана на структурных углах, получаемых с имиджей приборов LWD. Обычно такими имиджами могут быть имиджи ГК, плотности и бокового каротажа. Зная угол по имиджу, инженер по геонавигации может лучше прогнозировать поведение структуры.
Геонавигация с имиджами позволяет понимать залегание структуры при одинаковом отклике кривых в кровле и подошве пласта.